A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Работа не по специальности: почему это так распространено. Тенденции и анализ

Работа не по специальности: почему это так распространено. Тенденции и анализ

В декабре 2023 года на сайте «УчисьОнлайн.ру» вышла статья от главного редактора Юлии Соболевой: «Почему много людей работают не по специальности в 2024 году: статистика и основные причины».

Наша команда заинтересовалась данным вопросом, ведь кому, как не студентам, хочется найти своё место в профессии и не пожалеть о сделанном выборе.



Автор ссылается на опрос сайта HeadHunter, проводимый для того, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования, (ссылка на оригинальный опрос отсутствует, найти данные в открытом доступе не удалось- команда проекта).

В анализируемой статье Ю.Соболевой особое внимание уделяется количественным характеристикам. Согласно данным опроса, примерно 40% респондентов не работают по той специальность, которую получили в вузе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.

Если говорить о том, почему же выпускники не хотят работать по специальности, то в статье автором указаны несколько причин:

  1. Профессия устарела; перестала быть востребованной.

  2. Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.

  3. Отсутствие карьерных перспектив.

  4. Мало подходящих вакансий.

  5. Выбор учебного заведения был за родителями.

  6. Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.

  7. Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.

  8. Захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.

  9. Работу пришлось сменить после декрета.

  10. Появилась необходимость перейти на фриланс.

  11. Хобби стало новой профессией.

По данным ВЦИОМ РОССИИ от 5 июля 2023 года, в настоящее время сфера информационных технологий занимает главенствующее положение в списке выбора будущей профессии. По мнению экспертов, востребованность этой отрасли обусловлена высоким уровнем внимания и поддержки со стороны государства. Растущий престиж профессий в IT-сфере приводит к тому, что все больше абитуриентов останавливают свой выбор именно на них.

Мы решили взять для сравнительного анализа по теме исследования три профессии- юриста, экономиста, специалиста в сфере ИТ. Одним из стереотипов, бытующим в студенческой среде, является тезис о том, что юрист и экономист – самые популярные профессии на рынке труда. В определенной степени, это действительно так, однако времена меняются. В 2020 году весь мир захлестнула новая тенденция – обучаться IT-специальностям. Именно профессии, дающие возможность эффективно работать удалённо и без потери в заработной плате, оказались наиболее популярными в период пандемии. Пожалуй, многие согласятся с тем, что до самоизоляции мало кто слышал про такое, если изначально не был внутри этой профессии. В настоящее же время практически каждый блогер на YouTube рекламирует онлайн-школы по обучению навыкам в сфере ИТ.

Таким образом, наша команда решила проверить: действительно ли профессии юриста, экономиста и IT-специалиста наиболее востребованы на рынке труда.

Ведущим фактором дифференциации заработков на рынке труда является направление подготовки. Выбор специальности в период поступления определяет специфику профессиональных навыков, сформированных в процессе обучения. Согласно статистическим данным за 2018 год, лидирующие позиции по количеству выпускников занимают технические направления (27,2% всего выпуска бакалавров, магистров и специалистов). Далее следуют по численности выпускники направлений, непосредственно связанных с экономикой (27,1% от общего выпуска рассматриваемого года). Наконец, замыкает тройку юридическое направление (12% всего выпуска).

Группа направлений подготовки

Бакалавриат/специалитет

Магистратура

Доля в общем выпуске, %

Доля трудоустроенных выпускников, %

Доля в общем выпуске, %

Доля трудоустроенных выпускников, %

Компьютерные и математические направления

1,1

77,8

2,3

82,6

Экономическое направление

28,2

70,1

22,2

79,5

Юриспруденция

11,7

50,8

14,1

62,5



Таким образом, исходя из данных по трудоустройству выпускников в 2018 году, можно констатировать, что на рынке превалирует запрос на специалистов технических направлений, в частности IT области. Об этом свидетельствуют в том числе данные, согласно которым самая высокая доля трудоустроившихся после завершения обучения среди выпускников в области компьютерных наук: 78% среди бакалавров/специалистов, 83% среди магистров. Важно отметить, что эти группы направлений (инженерное и техническое дело) к тому же являются наиболее оплачиваемыми вплоть до сегодняшнего дня, подтверждением чего являются практически все последние исследования в данной области и многочисленные комментарии экспертов. При этом такая тенденция имеет потенциал оставаться в неизменном виде и в ближайшем будущем.

Менее востребованы на рынке труда выпускники в сфере общественных и гуманитарных наук, однако исключение составляют как раз экономические направления. Экономисты демонстрируют промежуточное положение в доле трудоустроенных: 70% среди бакалавров, 80% среди магистров. Из статистических данных следует, что для экономистов принципиальное значение имеет магистерский диплом в вопросе успешного трудоустройства и достойной оплаты труда, особенно если речь идёт об управленческих позициях в государственных структурах.

Касательно юриспруденции, сложно делать однозначные выводы: согласно данным МТВ (Мониторинг трудоустройства выпускников; п.1.2. Особенности трудоустройства выпускников разных направлений подготовки – отражение спроса на навыки со стороны рынка труда, стр.24), доля трудоустроенных бакалавров и специалистов в области права составляет 51%, доля же магистров – 63%. Оба параметра значительно отстают от средних показателей выпускников других направлений подготовки. Предположительно, такие результаты обусловлены существенной неоднородностью в качестве подготовки будущих юристов.

Мы обратились к специалисту в области информационных технологий, так как данная сфера обладает гораздо большим спектром возможностей, нежели может показаться на первый взгляд. Именно она в последнее время занимает одно из лидирующих мест в выборе направления для обучения. Наш эксперт, Илья Валерьевич Померанцев, руководитель направления искусственного интеллекта компании GLOBUS-IT, помог разобраться в некоторых вопросах.

«Сфера IT была достаточно сильно была развита и до пандемии, я бы сказал, что каждый десятый был «айтишник», у каждого был друг из IT ещё до пандемии. Естественно, как вы и думали, популяризация началась уже немного позже, и, наверное, расцвет, это как раз пандемия. До неё люди не так сильно интересовались данной сферой, но IT была одним из самых престижных направлений, где всегда был большой конкурс и огромные очереди в приёмной комиссии», – поделился эксперт.

Помимо этого, эксперту был задан вопрос: насколько различаются и различаются ли знания человека, который получил диплом по профессии и тем, кто освоил курсы IT-специалиста, которые сейчас активно рекламируют блогеры, а именно обучение в онлайн-школах.

«У нас нет предрассудков по поводу высшего образования, это не ключевой аспект в выборе специалиста. Но я отмечу, что люди с дипломом, чаще всего, имеют хорошую базу, у них широкий кругозор, поставленные задачи они решают намного быстрее и качественнее. Среди самоучек же очень маленький процент таких людей. Обычно такие люди не сидят без работы и им быстро находят место. По большому счёту, мы смотрим на другие вещи: на опыт в области разработки, на знание общих предметов, soft skills, где последнее чуть ли не важнейший пункт. Если мы видим, что человек умеет обучаться, владеет тайм-менеджментом, умеет слушать и может выполнить задачу в кратчайшие сроки, то в таком случае шансы равны. Естественно, бывают исключения, когда для выполнения задачи нужна сильная математическая база, которая обычно даётся именно в вузе, то тут только человек с высшим образованием сможет ее выполнить качественно».

Отсюда возникает вопрос: «Будет ли IT держаться на плаву так долго, как ранее юристы и экономисты. Возможно, есть профессии, интерес к которым, вырастет так же быстро, как это произошло с IT в конце 2019 – начале 2020 года?»

«На мой субъективный взгляд, уже происходит перенасыщение специалистов на рынке. И связано это с разными причинами, естественно, за хорошего специалиста компания готова, так сказать, «переплачивать», но, поскольку, желающих слишком много, то больше половины просто отсекаются на этапе прохождения собеседования.

Сфера IT ближайшие лет 5-7 точно будет на вершине, в неё будут вкладываться и развивать. Хотя уже сейчас компании пытаются минимизировать затраты на задачи, которые может выполнять нейронка, ищут людей, которые напишут код для неё, чтобы в дальнейшем упростить работу. Что касается профессий, которые смогут побороться за первые места, то, как я и сказал, вряд ли. Ближайшие 5-7 лет IT будет занимать лидирующие позиции. Не могу не отметить активное развитие киберспорта, возможно, ещё и туда начнут направлять силы и уделять должное внимание».

Мы также решили обратиться и к другому эксперту, Евгении Олеговне Климец, заведующей сектором информационного сопровождения и мониторинга Центра карьеры ННГУ, чтобы узнать о ситуации с трудоустройством студентов после получения диплома о высшем образовании. В процессе беседы члены нашей команды задали следующие вопросы: действительно ли 40% выпускников не работают по специальности? В чем причина данного феномена?

«Если мы будем считать, что работа по специальности – это только тогда, когда должность в трудовой книжке полностью совпадает со специальностью в дипломе, тогда да, очень многие выпускники не работают по специальности. Но надо понимать, что работа в сфере, близкой к профессиональной, может также считаться работой по специальности. Например, выпускник с дипломом экономиста работает специалистом по выдаче кредитов в банке или политолог работает специалистом в городском департаменте образования.

Раньше мы всегда в анкетах обратной связи спрашивали выпускников: работают ли они по специальности. И выводили статистику, основываясь только на субъективных оценках выпускников. Сейчас Министерство образования рекомендует отказываться от такого понятия, как работа по специальности, так как для специалистов с высшим образованием сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. С рабочими специальностями все более или менее понятно – отучился на токаря, работаешь токарем. Или не работаешь токарем. С высшим образованием все несколько сложнее. Если же мы говорим именно о студентах, тогда у них, в принципе, меньше шансов работать по специальности: многим работодателям требуется законченное высшее образование для трудоустройства. Поэтому студенты во время учёбы чаще ищут удобный график, чтобы совмещать с обучением. А это, как правило, сменный график работы в должностях, не требующих высокой квалификации», – поделился мнением наш эксперт.

Как меняются требования работодателей к навыкам и знаниям специалистов в течение времени, и почему это может приводить к тому, что люди выбирают другую специальность?

По отзывам наших партнеров-работодателей, обучение в вузе даёт только базу, на которую, как на скелет, необходимо добавлять всегда дополнительные знания и навыки. Университет даёт базу и учит учиться, находить и использовать необходимую информацию. Если думать, что после окончания вуза тебя ждут с распростёртыми объятиями все работодатели региона только потому, что у тебя красивый диплом престижного вуза, то тебя неминуемо ждёт большое разочарование. Сегодня настолько быстро меняется все вокруг, что ни один вуз не в состоянии оперативно перестраивать свои образовательные программы. Поэтому актуализация знаний и приобретение дополнительных навыков во время обучения – это сфера ответственности самого студента. Следовательно, востребованность выпускника напрямую зависит от того, насколько во время обучения он смог получить этот дополнительный опыт и знания. Если ты выходишь на рынок труда и понимаешь, что ты не востребован по своей специальности, возникает желание найти хоть какую-то работу. Или допустим, только выйдя на рынок труда, специалист понимает уровень зарплаты по своей специальности. И он его не радует. В то время как в соседней сфере платят хорошо, и вход туда лёгкий. У данного выпускника ключевая мотивация – это деньги. Выбор в таком случае очевиден. Плохо, что осознал он это только после выпуска. Лучше было бы задуматься над этим раньше, ещё до поступления в университет.

Оказывают ли влияние технологические новинки на рынок труда и востребованность определённых специальностей? Как студентам с этим бороться и стоит ли бояться этого?

«Бояться точно не надо. Надо следить за технологиями и делать себя более востребованным, осваивая их. Специалист по работе с искусственным интеллектом – это уже не дело будущего, это текущие вакансии на сайтах. Проникновение ИТ происходит во всех сферах. Это неизбежно. Поэтому важно вовремя понять, что для тебя в твоей профессии из этих новинок – козырь в рукаве, что нужно нового узнать и научиться применять в работе».

Заключение

Таким образом, тезис о том, что больше 40% выпускников не работают по профессии, можно считать частично правдивым и отнести к категории «mostly true», «в большей степени правда».

Опираясь на мнения экспертов и данные статистики, использованные для проведения исследования, можно в значительной степени условно утверждать, что именно 40% выпускников не работают по специальности. В настоящее время наблюдается своеобразная диффузия выбора профессии. Трудовая деятельность в сфере, близкой к профессиональной, может также считаться работой по специальности. Сейчас Министерство образования и науки РФ рекомендует отказываться от такого понятия, как работа по специальности, так как для специалистов с высшим образованием сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Например, если журналист работает SMM-специалистом, то он все ещё работает по профессии.

Авторы: Ева Михеева, Алина Калашникова. Анна Кунева, Алена Манина

Все новости