Ученая степень |
Доктор филологических наук
|
|||||||
Количество опубликованных научных работ |
более 200
|
|||||||
Количество опубликованных учебно-методических работ |
22
|
|||||||
Преподаваемые дисциплины | История русской литературы Введение в теорию коммуникации Коммуникативная проблематика в русской литературе Литературная иерархия и литературные репутации Творческие индивидуальности в русской литературе первой половины XIX века Теория коммуникации Идеи и формы «жизнестроительства» в русской литературе История отечественной литературы Методика и методология работы над кандидатской диссертацией Коммуникативные модели в русской литературе |
|||||||
Дата рождения |
28.03.1964
|
|||||||
Дата защиты диссертации |
25.12.1997 – кандидатская диссертация,
15.03.2012 – докторская диссертация.
|
|||||||
Тема диссертации |
«Диалог в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»» — кандидатская диссертация;
«Поэтика диалога и проблема общения в прозе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» — докторская диссертация.
|
|||||||
Область научных интересов |
Лермонтоведение, пушкинистика, русская литература первой половины XIX в. (история и поэтика), коммуникативные аспекты литературы (поэтика диалога, проблемы общения, речевое поведение, речевое портретирование), литературные репутации, литература и массовое сознание, русская классика в современной культуре.
|
|||||||
Основные из опубликованных научных работ |
Монографии:
Статьи в изданиях, входящих в международные базы WoS, Scopus
Статьи в изданиях из списка ВАК
Статьи в других изданиях
|
|||||||
Основные из опубликованных учебно-методических работ |
|
|||||||
Повышение квалификации | 2017 г. – «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 72 ч.) 2018 г. — «Основные направления гуманитарных исследований в современной России: качество научных работ» (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры», 24 часа); «Современные методы филологии» (72 ч.); «Оказание первой помощи» (8 ч.); «Программа “Филология” Всероссийского семинара-совещания с членами жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников» (12 ч.) 2019 г. – «Дисциплины античного цикла в системе современного учебного процесса» (72 ч.); «Методика оценивания заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе» (18 ч.); «Национально-культурные коды европейской литературы в диахроническом аспекте» (72 ч.) 2020 г. – «Методика оценивания заданий с развернутым ответом ГИА-11 по литературе» (24 ч.); «Формирование национальных литературных конструктов в контексте межкультурной коммуникации» (72 ч.) 2021 г. – «Преподавание дисциплин античного цикла в системе гуманитарного и медицинского образования» (72 ч.); «Языки истории и языки литературы» (72 ч.) 2022 г. – «Национально-культурные коды мировой литературы в контексте аудиовизуальных практик искусства» (72 ч.) |
|||||||
И.С. Юхнова окончила историко-филологический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 1986 г. по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». С 2007 года выполняет обязанности ученого секретаря диссертационного совета по филологическим наукам. С 1996 по 2022 год являлась председателем предметного жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. В 2023 году стала председателем жюри олимпиады «Классное чтение: путь к успеху». Организатор международной научной конференции «Грехнёвские чтения». С 2017 года – научный руководитель Международной научной конференции «Болдинские чтения». Входит в редколлегии научных журналов «Уральский филологический вестник: Русская классика: динамика художественных систем», «Палимпсест. Литературоведческий журнал», «Филология: научные исследования». Главный редактор научного журнала «Litera» (издание ВАК), ответственный редактор сборника «Болдинские чтения». Организатор конференций, посвященных пушкинским произведениям: 2013 год – «Евгений Онегин», 2014 – «Пиковая дама», 2015 – «Борис Годунов», 2017 – «Капитанская дочка». Член Российского профессорского собрания. Эксперт Российского совета олимпиад школьников. Действительный член Российской Академии Естествознания. Подготовила 1 доктора наук и 4 кандидатов наук. Под руководством И.С. Юхновой прошли стажировку в ННГУ им. Н.И. Лобачевского аспиранты из Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, постдокторант из Китайской народной республики. Автор двух циклов просветительских передач на радио «Образ»: «Рассказы о Лермонтове», «Когда бы вы знали, из какого сора…» Ведущий просветительского проекта «Классное чтение» на ВГТРК-Нижний Новгород (программа идет еженедельно с ноября 2019 г.) Выступала с лекциями во Владимирском государственном университете им. А.Н. и Н.Г. Столетовых (2012), Университете Георга-Августа (Гёттинген, Германия) (2015, 2016), Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского (2019). Выступает с лекциями на Фестивале искусств, наук и технологий (Нижний Новгород), в библиотеках города, на радио и телевидении. Гранты: 2015-2017 гг. – грант РГНФ 15-04-00498 «Концептуальные основы современного лермонтоведения» (исполнитель). 2019 г. – гранты «Комплексное междисциплинарное (лингвистическое и литературоведческое) исследование социально-значимых концептов русской культуры в аспекте национальной идентичности (другой)» (№ темы: Н-407-99) (исполнитель); «Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования в рамках реализации федерального проекта “Новые возможности для каждого” национального проекта “Образование” (НИР, выполняемая по Заданию Минобрнауки РФ). № темы: 015/П (исполнитель). 2020 г. – гранты: «Международная научная конференция «Национальные коды в европейской литературе ХIХ – XXI вв.» (конкурс «Научные мероприятия», № 20-012-22032). (Грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)). № темы: Н-515-3_2020-2021 (исполнитель); «Проведение международного педагогического Форума “Преподавание русского и преподавание на русском: новые измерения в открытом образовании” в рамках выделения гранта в форме субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы “Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации” подпрограммы “Совершенствование управление системой образования” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”» (НИР, выполняемая по Заданию Министерства просвещения РФ). № темы: 003/ОГ (исполнитель); «Мероприятия по подготовке высококвалифицированных кадров и повышению квалификации кадров, в том числе стажировке». (НИР, выполняемая по Заданию Минобрнауки РФ). № темы: 001/ЦП (исполнитель). Благодарности и награды: Благодарственное письмо Законодательного Собрания Нижегородской области (2006), Благодарственное письмо Министерства образования Нижегородской области (2007), Медаль «За мир и гуманизм на Кавказе» (2014), Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Благодарность Российского Союза ректоров за работу в экспертной комиссии РСОШ (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022), Почетная грамота Министерства образования Нижегородский области (2015), Благодарственное письмо Министерства культуры Нижегородской области (2016), Юбилейная медаль «В память 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова» Российского Лермонтовского комитета (2017), Благодарственное письмо ректора Нижегородского института развития образования (2017), Благодарственное письмо Отдела образования и катехизации Нижегородской епархии (2017), Благодарственное письмо и.о. министра образования Нижегородской области за значительный вклад в организацию и проведение всероссийской олимпиады школьников и активную работу с одаренными детьми (2018), Ветеран труда (2020), Благодарность Президента Российского союза ректоров В.А. Садовничего за вклад в развитие интеллектуальных соревнований школьников (2020), Благодарственное письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (2021), Диплом историко-литературного фестиваля “Читай Горький” в номинации “С книгой на урок: педагогическая деятельность по поддержке чтения” (2022) |