ФИО | Грехнева Лариса Всеволодовна |
Ученая степень | Кандидат филологических наук |
Преподаваемые дисциплины | «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Функционально-коммуникативное описание языка», «Лингвистические и методические аспекты преподавания русского речевого этикета», «Имидж России в современном информационном пространстве», «Методика обучения русскому языку как иностранному». |
Год защиты диссертации | 1999 |
Тема диссертации | Перифраза как лингвистическое явление (на материале русской литературы конца 18 – начала 19 века) |
Область научных интересов | Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, лингвостилистика, методика преподавания русского языка как иностранного |
Основные из опубликованных научных работ | 1. Лингвострановедческий потенциал художественного текста при обучении РКИ // Международный форум выпускников российских и советских педагогических вузов “Alma mater – педагогический”. Сборник статей международной научно-методической конференции, проводимой в рамках международного форума выпускников российских и советских педагогических вузов. Под редакцией И.Ю. Абрамовой. Москва, 2021. С. 59-70.
2. Реализация функциональных возможностей перифразы в языке и речи // Litera. № 2. 2021. С. 53-60. 3. Проблемы формулировки анкетных вопросов: социолого-лингвистический анализ. Филология: научные исследования, 2021. № 1 (в соавторстве). 4. Методы и приемы обучения русскому речевому этикету. Новые возможности в обучении русскому языку и преподавании на русском языке: Сборник статей. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И Лобачевского, 2020. 5. Перифрастический стиль Н.А. Заболоцкого // Грехневские чтения: литературное произведение в системе контекстов: сборник статей. Выпуск 8. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. 6. Когнитивный аспект перифрастической номинации. Когнитивные исследования языка. Интегративные процессы в когнитивной лингвистике. Нижний Новгород: Издательство Деком, 2019. 7. Речевые средства создания образа России в современных СМИ (на материале перифрастических выражений) // Национальные коды в языке и литературе. Язык и культура. Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Национальные коды в языке и литературе». Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 2018. С. 75-81. 8. Перифраза как средство речевого манипулирования общественным сознанием // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. № 2. часть 2. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 384–387. |
Основные учебно-методические работы | 1. Методика и методология лингвистического исследования: рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ студентов и магистрантов: учебно-методическое пособие / Л. В. Грехнева – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2023. – 44 с. Режим доступа: Постоянная ссылка на документ: http://e-lib.unn.ru/MegaPro/UserEntry?Action=FindDocs&ids=850594&idb=0
2. Современный русский язык (фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование). Практикум. Н. Новгород: Издательство ННГУ. 2019. 56 c. (в соавторстве). 3. Грамматика современного русского языка. Н. Новгород: Издательство ННГУ. 2019. 66 c. (в соавторстве). 4. Переговоры в глобальном и региональном политическом процессе. Учебное пособие. Н. Новгород: Издательство ННГУ. 2018. 63 c. (в соавторстве). 5. Словарь концептов русской народной сказки. Часть 2. Социальная функция. 178 стр. Электронное издание. Регистрационный номер 1114.16.09. Зарегистрирован в ФЭОР ННГУ. Н. Новгород: Издательство ННГУ. 2016. 178 c. (в соавторстве). 6. ЭУК «Основы лингвокультурологии». Нижний Новгород: ФЭОР ННГУ. 2015. 7. ЭУК «Современный русский язык. Морфемика и словообразование» Нижний Новгород: ФЭОР ННГУ. 2014. (в соавторстве). |
Повышение квалификации | 1. Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2022, 16 ч. 2. Основы использования информационных систем и управление данными, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2022, 40 ч. 3. Языки истории и языки литературы, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021, 72 ч. 4. Методические подходы к формированию образовательной программы в рамках перехода на ФГОС-3++ , ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021, 72 ч. 5. Электронная информационно-образовательная среда вуза, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021,72 ч. 6. Национально-культурные коды европейской литературы в диахроническом аспекте, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019, 72 ч. 7. Активные процессы в современном русском языке и их отражение в вузовской практике преподавания русского языка как иностранного, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018, 36 ч. 8. Оказание первой медицинской помощи, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018, 8 ч. 9. Электронная информационно-образовательная среда вуза, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017, 72 ч. |
Почётные звания, награды, благодарности | Благодарственное письмо ректора ННГУ им. Лобачевского (2016)Благодарственное письмо Министерства образования Нижегородской области (2018)
Благодарственное письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (2021) Почетная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (2021) |
Грехнева Л.В. является членом Приемной комиссии ННГУ: председателем предметной комиссии по русскому языку и литературе по приему в бакалавриат, председателем комиссии по приему в магистратуру по направлению «Филология». Грехнева Л.В. – председатель жюри Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (с 2018 года), постоянный член жюри Межрегиональной олимпиады школьников по русскому языку «Будущие исследователи – будущее науки», проводимой ННГУ. C 2002 по 2010 год принимала участие в осуществлении Программы изучения русского языка и культуры для студентов США и Канады, в течение всего трудового стажа принимала участие в программах по обучению иностранных граждан русскому языку как иностранному. |