С момента основания кафедры преподавания русского языка в других языковых средах в 1996 году её работу возглавляет кандидат филологических наук, доцент Ручина Людмила Ивановна.
Открытие кафедры обусловлено созданием в ряде нижегородских вузов подготовительных отделений для иностранных студентов и необходимостью в связи с этим подготовки квалифицированных кадров – преподавателей русского языка как иностранного.
В составе кафедры 1 профессор, 8 доцентов, 3 старших преподавателя, 7 ассистентов, 12 педагогов дополнительного образования.
В рамках направлений 45.03.01 – «Филология»; 42.03.01 – «Реклама и связи с общественностью»; 42.03.02 – «Журналистика»; 42.03.03 – «Издательское дело» кафедра обеспечивает чтение лекций и проведение практических занятий по ряду лингвистических дисциплин бакалавриата:
- Введение в языкознание;
- Грамотность;
- Современный русский язык;
- Теоретическая грамматика основного языка;
- Русский язык и культура речи;
- Методика преподавания русского языка как иностранного;
- Основы филологии;
- Психолингвистика и основы НЛП;
- Урок русского языка как иностранного;
- Стилистика в практике преподавания русского языка как иностранного;
- Основы лингвокультурологии;
- Основы теории межкультурной коммуникации;
- Лингводидактические основы преподавания русского языка как иностранного;
- Лингвистические и методические аспекты обучения русскому речевому этикету;
- Математика и информатика;
- Русский язык как иностранный.
Кафедра обеспечивает преподавание ряда дисциплин на других факультетах ННГУ: «Русский язык и культура речи» (ФЗФ, ФСН, ИМОМИ), «Риторика» (ФСН), «Культура речи в деловой коммуникации» (ФСН), «Культура народов России» (ИИТММ), «Русский язык и культура общения» (ИМОМИ), «Современный русский язык» (ИМОМИ), «Культурология» (ИМОМИ), «Переводческая практика» (ИМОМИ), «Русская культура» (ИЭП), «Русский язык как иностранный» (ФСН, ИМОМИ, ФКС, ИББМ, ИЭП, ЮФ, ХФ).
Совместно с Центром образовательных программ для иностранных граждан ННГУ кафедра обеспечивает предвузовскую подготовку иностранных граждан по русскому языку, а также осуществляет обучение зарубежных студентов по индивидуальным и групповым программам (в том числе в рамках международных летних школ), разработанным с учётом уровней знания языка и рассчитанным на разные сроки подготовки. Вопросы социализации и адаптации иностранных обучающихся решаются силами волонтерского движения «Интеграция», руководителем которого является преподаватель кафедры.
Сотрудники кафедры принимают участие в разработке цифровых образовательных ресурсов, направленных на обучение иностранных граждан русскому языку как иностранному: электронные курсы, размещённые на сайтах mooc.unn.ru, e-learning.unn.ru.
С 2018 года кафедра совместно с Центром образовательных программ для иностранных граждан ННГУ организует Международную олимпиаду по русскому языку как иностранному «Лобачевский/RU». С 2020 года олимпиада проводится в дистанционном формате. В 2021 году олимпиада была включена в перечень мероприятий Министерства науки и высшего образования России, что позволяет победителям и призёрам олимпиады получать право на бесплатное обучение по программам магистратуры в вузах России.
С 2018 года члены кафедры принимают участие в разработке заданий и проверке материалов для Международной олимпиады по русскому языку как иностранному «Энергия знаний», которая проводится в Сербии.
С 2017 года кафедрой осуществляется подготовка магистрантов по программе «Русский язык как иностранный» (45.04.01. – Филология) и реализуется сетевая форма магистерской программы «Русский язык как иностранный» с Тульским педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого.
Программа предполагает совместное обучение студентов из России и других стран, что способствует формированию и дальнейшему развитию профессионального взаимодействия преподавателей русского языка как иностранного. Участие в волонтёрском движении и различных мероприятиях для иностранных студентов, изучающих русский язык в ННГУ, даёт возможность постоянного межкультурного взаимодействия с носителями разных языков. Таким образом, освоение данной магистерской программы не только формирует профессиональные компетенции будущего преподавателя, но и способствует развитию навыков эффективной коммуникации в современном мультикультурном обществе. Разработка научных проблем, связанных с овладением русским языком и приобщением к русской культуре, является содержанием научно-исследовательской работы магистрантов, осуществляемой под руководством специалистов высокого уровня и открывающей перспективы дальнейшей научной деятельности (участие в конкурсах научных работ, международных конференциях, публикация статей в индексируемых изданиях). Полученные теоретические знания, сформированные практические навыки и умения позволяют выпускникам, успешно освоившим программу, стать востребованными специалистами в области русского языка как иностранного, работать преподавателями русского языка в офлайн- и онлайн-форматах, быть специалистами по межкультурной коммуникации в международных компаниях, сотрудниками совместных предприятий, средств массовой информации, образовательных, научных и культурных организаций стран, взаимодействующих с Россией. Выпускники магистерской программы в настоящее время успешно преподают русский язык в образовательных учреждениях Чехии, Сербии, Франции, Италии, Австралии, Германии, Китая, США и других стран, занимаются популяризацией русского языка и русской культуры за рубежом. Ряд выпускников стали специалистами в научно-исследовательских организациях, в органах государственного управления сферы образования и культуры, в учреждениях, связанных с международной деятельностью и миграционной сферой, в аналитических и рекламных службах, в средствах массовой информации, в сфере издательской деятельности.
Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин в рамках магистерской программы «Русский язык как иностранный», а также в других программах магистратуры ИФиЖ:
• Методика преподавания русского языка как иностранного;
• Педагогическая психология в аспекте русского языка как иностранного;
• Сопоставительная лингвистика;
• Лингводидактика в аспекте преподавания русского языка как иностранного;
• Лингвокультурология;
• Психолингвистика;
• Социолингвистика;
• Теория и практика межкультурной коммуникации;
• Функционально-коммуникативное описание языка;
• Урок как единица обучения русскому языку как иностранному;
• Актуальные проблемы стилистики;
• Система ТРКИ;
• Проблемы билингвизма в контексте методики преподавания русского языка как иностранного;
• Обучение языку специальности;
• Основы культуры речи в аспекте РКИ;
• Лингвистические и методические аспекты обучения русскому речевому этикету;
• Имидж России в современном информационном пространстве;
• Математические методы описания лингвистических объектов.
Кафедра участвует в реализации программы аспирантуры по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (направленность 10.02.01 «Русский язык»), обеспечивая проведение дисциплин вариативной части. Под научным руководством преподавателей кафедры защищаются кандидатские диссертации.
Научная работа связана с описанием концептосферы русского языка и когнитологией и проводится в рамках темы «Исследование инновационных тенденций в функционировании русского языка и в его вузовском преподавании на современном этапе: лингвокогнитивный, лингвокультурологический и лингвопрагматический аспекты». Исследуются инновационные тенденции в изучении концептосфер русского языка. Описаны концепты, являющиеся ценностными доминантами русской национальной картины мира. Разработаны инновационные образовательные модели. Уточнена методика комплексного описания инновационных процессов, позволяющая получить новые знания о смыслообразовании, об организации коммуникативных процессов, о методах и способах постижения национальной концептосферы не носителями русского языка.
Проводятся сопоставительные исследования различных национальных концептосфер (русской и китайской, русской и сербской, русской и итальянской и др.) в целях выявления национальной специфики концептуализации сходных явлений сознанием разных народов, а также определения концептуальных лакун. Изучаются метафорические средства номинации концептов, полученные в результате психолингвистического (ассоциативного) эксперимента. Исследования проводятся по методике описания концептов, разработанной на кафедре, и с использованием возможностей психолингвистического эксперимента.
Результаты научных исследований отражаются в научных публикациях, докладах и внедряются в практику преподавания русского языка как иностранного. За последние пять лет кафедра принимала участие в реализации семи научных и научно-методических грантов, в организации и проведении научно методических конференций по вопросам методики преподавания русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на русском языке.
Совместно с Центром образовательных программ для иностранных граждан ННГУ кафедра осуществляет взаимодействие с вузами Белоруссии, Китая, Польши, Сербии, Венгрии, Чехии и других стран. Разрабатываются и реализуются программы дополнительного образования с партнёрскими вузами Китая, программы предвузовской подготовки для иностранных слушателей из стран Латинской Америки. Разработаны и реализованы программы летних школ: «Изучение русского языка и культуры России» (для студентов ведущих зарубежных вузов), «Лето по-русски» (для студентов вузов США). Преподаватели кафедры участвуют в образовательных выставках за рубежом, направленных на популяризацию российского образования, продвижение русского языка и образования на русском языке. Члены кафедры являются сертифицированными тесторами в области проведения государственного тестирования по русскому языку для иностранных граждан.
Сотрудники кафедры преподавания русского языка в других языковых средах:
заведующая кафедрой доцент Ручина Людмила Ивановна
профессор Синелева Анастасия Васильевна
доцент Горшкова Татьяна Михайловна
доцент Анисимова Елена Валерьевна
доцент Грехнева Лариса Всеволодовна
доцент Переслегина Елена Робертовна
доцент Смирнова Екатерина Евгеньевна
доцент Лебедева Ольга Александровна
доцент Ершова Ирина Владимировна
доцент Нгома Анна Дмитриевна
старший преподаватель Адясова Людмила Евгеньевна
старший преподаватель Радбиль Наталья Валерьевна
ассистент Войтова Наиля Анверовна
ассистент Ивченко Евгения Владимировна
ассистент Добрякова Вера Леонидовна
ассистент Сырова Надежда Сергеевна
педагог дополнительного образования Уставщикова Варвара Александровна
педагог дополнительного образования Калистратова Анна Владиславовна
преподаватель Наговицина Наталья Валерьевна
педагог дополнительного образования Павлюкова Юлия Викторовна
педагог дополнительного образования Петрянина Анна Николаевна
педагог дополнительного образования Гудкова (Корнеичева) Анастасия Викторовна
педагог дополнительного образования Соловьева Юлия Эдуардовна
ведущий документовед Шапошникова Надежда Викторовна