A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия

Гранева Ирина Юрьевна

Руководитель Чешского центра, доцент

 

 

Ф.И.О.

Гранева Ирина Юрьевна

Учёная степень

доктор филологических наук

Преподаваемые дисциплины

·      Иностранный (практический курс) чешский язык;

·      Методика преподавания русского языка;

·      Этика делового общения и основы репутационного менеджмента;

·      Чешский язык

Год защиты кандидатской диссертации

Защищена в Вятском государственном гуманитарном университете 2010 г.

 

Тема диссертации

«Местоимение МЫ в современном русском языке: коммуникативно-прагматический подход» (научн.рук. –– докт. филол. наук Т.Б. Радбиль). Специальность 10.02.01 –– русский язык.

Год защиты докторской диссертации

Защищена в ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2022г.

Тема диссертации

«Русские личные местоимения в свете интегрального описания языка: коммуникативно-прагматические, лингвокультурологические и когнитивно-дискурсивные аспекты» (научн. консультант –– докт. филол. наук, проф. Т.Б.. Радбиль).

Область научных интересов

Теория языка, когнитивная лингвистика, логический анализ языка, лингвокультурология, изучение языковой ментальности,  лингвокриминалистика

Научная и учебно-методическая деятельность

Опубликовано 62 работы, из них в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, опубликовано 19 работ, в изданиях, индексируемых в международной базе научного цитирования Web of Science, –– 2 работы,  в изданиях, индексируемых в международной базе научного цитирования Scopus, –– 2 работы.

Работы И.Ю. Граневой опубликованы за рубежом, в Германии, Японии, Бельгии, Испании, Чехии, Словакии, Польше, Хорватии, Венгрии, Китае, Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Украине, Казахстане.

Основные из опубликованных научных работ

 

Монографии (в том числе коллективные):

1.        Гранева И.Ю. Русские личные местоимения в свете интегрального описания языка («Лексикографические портреты» местоимений Я, ТЫ, МЫ и ВЫ»): Монография. –– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2022. –– 281 с. (14,7 п.л.)

2.        Гранева И.Ю. Речевая реализация местоимений «МЫ» и «MY» в русском и чешском языках как явление синкретизма и переходности // Теоретические и прикладные аспекты лингвистической синкретологии: Коллективная монография. –– Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2015. –– Глава 9. –– С. 153–166. (0,65 п.л.)  

3.          Гранева И.Ю. Русские личные местоимения как компоненты фразеологических единиц в лингвокультурном аспекте // Исследования русской и славянской фразеологии в диахронии и синхронии: коллективная монография / Ред. Л. Степанова, М. Доброва –– Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2018. ––  Раздел 3.4. –– С. 85–90. (0,3 п.л.)

Статьи:

4.        Гранева И.Ю. Местоимения мы, вы и наши в различных коммуникативных стратегиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –– 2015. –– №2 (2). –– С. 371–376. (0,4 п.л.)–– ВАК

5.        Гранева И.Ю. О культурной значимости русских личных и лично-притяжательных местоимений в составе фразеологизмов // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 74–87. (0,8 п.л.) –– ВАК / Web of Science

6.        Гранева И.Ю Дискурсивное варьирование личных местоимений «МЫ», «ВЫ», «НАШИ» в современной русской речи: лингводидактический аспект // Актуальные проблемы обучения русскому язык: Сборник научных трудов. –– Вып. XIII. –– Брно, Университета им. Масарика, 2018. –– С. 540-546. (0,6 п.л.) –– Web of Science 

7.        Гранева И.Ю., Наговицына Н.В. Личные и притяжательные местоимения русского языка как репрезентанты концепта «патриотизм» // Когнитивные исследования языка. –– 2019. –– Вып. XXXVII: Интегративные процессы в когнитивной лингвистике. –– С. 157–162. (0,3 / 0, 15 п.л.) –– ВАК

8.        Гранева И.Ю., Жуковская Л.И. Выражение наш менталитет и наша  ментальность в моделях речевой реализации национальной идентичности // Восток-Запад: пересечения культур: Статьи  II Всемирного конгресса в Японии 2019 года / Университет Киото Сангё. –– Киото: Издательство «Tanaka Print», 2019. –– Том II. –– С. 277–284. (0,5 / 0,25 п.л.) –– Scopus

9.        Гранева И.Ю. Русское личное местоимение «Я» в коммуникативно-прагматическом освещении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. ––  2020. –– № 5. –– С. 197–203. (0,65 п.л.) –– ВАК

10.     Гранева И.Ю, Радбиль Т.Б., Наговицына Н.В. Культурная оппозиция «СВОЕ –– ЧУЖОЕ»: русские личные и притяжательные местоимения в языковом воплощении концепта «ПАТРИОТИЗМ // Przegląd Wschodnioeuropejski. –– 2020. –– № ХI/1. –– С.397–405. (0,6 / 0,2 п.л.) –– Scopus

11.     Гранева, И.Ю. Когнитивные механизмы выражения разных ролей субъекта в употреблении русского личного местоимения Я // Когнитивные исследования языка. –– 2021. –– № 3 (46). –– С. 724-727. (0,3 п.л.) –– ВАК

12.     Гранева И.Ю. Лексикализованные употребления форм личных местоимений «я» и «ты» в русской устной речи: к вопросу о национальной специфике реплик в диалоге // Коммуникативные исследования. –– 2021. –– Т. 8. –– № 3. –– С. 511–529. (1,2 п.л.)–– ВАК

13.     Гранева И.Ю. Семантические преобразования русского личного местоимения «я» в процессах лексикализации и субстантивации // Вестник  Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –– 2021. –– № 2. –– С. 198-203. (0,6 п.л.) –– ВАК

14.      Гранева И.Ю. Фразеологизмы с местоимением Я в свете ключевых идей русской языковой картины мира // Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки». –– 2021. –– № 21 (2). –– С. 42–51. (0,9 п.л.) –– ВАК

Основные из опубликованных учебно-методических работ

Русское местоимение «МЫ»: лексикографический портрет в свете коммуникативно-прагматического подхода  (Материалы к учебному словарю русских местоимений): Учебно-методическое пособие. –– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. –– 60 с. (3,4 п.л.)

Участие в конференциях

Участвовала в работе около 60  международных и всероссийских конференциях, форумах и симпозиумах, в том числе  в Японии, Бельгии, Испании, Чехии, Польше, Венгрии, Китае, Латвии, Белоруссии, Украине, Казахстане

Повышение квалификации:

2018  г. 

·      Электронная информационно-образовательная среда вуза. 72 ч.  

·      Современные методы филологии. 72 ч. 

·      Оказание первой помощи. 8 ч.

·      Летняя школа славянских студентов. 120 ч.

 

2020г.

·      Дополнительная профессиональная программа “Дистанционные образовательные технологии”. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, с 30.06 по 21.07.2020. В объеме 36 часов. Удостоверение о повышении квалификации 522411260607, рег. №33-2487

2021 г.

·      VIII Зимняя школа преподавателей 2021. Тренды цифрового образования С 25 по 29 января 2021 ГОДА. 72 ч.- Зарубежный сертификат №253409 от 08.02.2021

·      -Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании. 72 ч.- удостоверение. Регистрационный номер ИПС-У-2311-21

2022 г.

·      Наука и искусство в преподавании русского языка и литературы. 20 ч.- удостоверение Регистрационный номер 000092

·      Электронная информационно-образовательная среда вуза. 72 ч.

·      Методические подходы к формированию образовательной программы в рамках перехода на ФГОС 3++. 72 ч.  

·      Управление персоналом. 360 ч.

·      Основы деструктологии. – 16 ч. Удостоверение. (2022)

·      Методика оценивания заданий с развернутым ответом ГИА-11 по русскому языку.- 24 ч. Удостоверение.  (2022)

·      Русское национальное сознание и межкультурная коммуникация: лингвистический и поликультурные аспекты – 22 часа. Удостоверение. (2022)

·      Основы использования информационных систем и управление данными – 40 часов. Удостоверение. (2022)

·      Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. – 16 . – Удостоверение. (2022)

Грантовая деятельность:

·      (исполнитель проекта) Проведение международного педагогического Форума «Преподавание русского и преподавание на русском: новые измерения в открытом образовании» в рамках выделения гранта в форме субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (НИР, выполняемая по Заданию Министерства просвещения РФ). № темы: 003/ОГ. – 2020 –– 2021 г. (Руководитель: Жуковская Л.И).

·     (исполнитель проекта); общее руководство: директор Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского к.ф.н., доц. Л.И. Жуковская). Международного педагогического форума «РУССКИЙ ЯЗЫК БЕЗ ГРАНИЦ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРОДВИЖЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ» (Казахстан 2021 –– Россия 2021). 10-11 декабря 2021 г Место проведения: Университет «Туран», Казахский Национальный педагогический университет имени Абая. Грант Министерства просвещения Российской Федерации. Участники из 42 стран мира. (8 950 000 руб.)

·       (исполнитель проекта). Международный педагогический форум «Русский язык без границ: образовательные модели продвижения русской культуры за рубежом» –– 2022 г. (НИР, выполняемая по Заданию Министерства просвещения РФ). № темы: Смета 062/ОГ. Руководитель: Жуковская Л.И – 7 000 000 руб.

Членство в профессиональных организациях

·      Член Ученого совета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.  

Все новости