С 16 по 18 апреля 2021 года на базе Института филологии и журналистики Университета Лобачевского в очно-дистанционном формате проходила XII Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла, работа которой определялась следующими направлениями: проблемы преподавания дисциплин античного цикла в системе базового гуманитарного и медицинского образования; роль древних языков в общепрофессиональной подготовке гуманитариев и студентов-медиков; проблемы взаимодействия греческой и славянской языковых культур; древние языки на нефилологических факультетах и в системе среднего специального образования; античные традиции в западноевропейской и российской художественной культуре; античные и национальные мифы как объект вузовского преподавания и комплексного филологического изучения; вопросы контроля знаний с целью выработки общих критериев и проблемы модернизации программ, изучение опыта различных вузов в преподавании античных дисциплин и медицинской латыни с целью дальнейшего внедрения в образовательный процесс учебных заведений.
Главная задача, стоявшая перед участниками конференции, была связана с научно-методическим обеспечением подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области преподавания дисциплин античного цикла. В этом году специфика конференции определялась междисциплинарным подходом к поставленным проблемам. Так работа секций «Античные сюжеты в западноевропейской литературе Нового и Новейшего времени», «Античные традиции в русской литературе и европейской культуре» и «Античные и национальные мифы как объект комплексного междисциплинарного исследования» определялась обращением к проблеме рецепции античных мифов, исторических образов, сюжетов в литературе, музыке и кинофильмах, танца как мифопоэтического феномена. В ряде докладов затрагивались теоретические аспекты анализа художественных произведений с точки зрения теории архетипов и «античной» темпоральности. Литература русская и зарубежная, Троянский цикл мифов и мифологема Орфея, образ Исиды и миф о Старом Юге – эти и другие темы стали предметом обсуждения исследователей, демонстрирующих высокий научный уровень, как в своих докладах, так и в последующей дискуссии.
В связи с развитием в Университете Лобачевского медицинского направления, медицинской латыни и основ латинского терминоведения для специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» ИББМ особое место среди обсуждаемых проблем было отведено этим образовательным программам. Работа секции «Роль дисциплин античного цикла в профессиональной подготовке и духовном развитии студентов – гуманитариев и студентов-медиков» была посвящена преподаванию латинского языка на естественнонаучных, в частности, медицинских специальностях. Была предложена методика преподавания анатомической терминологии, отличная от традиционной, поднят вопрос о роли этимологической компетенции в освоении профессиональной лексики. В этом «блоке» особенно активно дискутировался вопрос об изменениях в преподавании фармацевтической терминологии в связи с выходом новой Государственной фармакопеи и ряда приказов Минздрава; было предложено обсудить этот вопрос на отдельном совещании или конференции.
Конференция традиционно выполняет функции повышения квалификации. В 2019 г. и 2021г. на базе были открыты две программы повышения квалификации: «Дисциплины античного цикла в системе современного учебного процесса» и «Преподавание дисциплин античного цикла в системе гуманитарного и медицинского образования».
За прошедшие годы выросла аудитория участников конференции и укрепились связи кафедры зарубежной литературы ИФИЖ ННГУ и Центра греко-латинской лингвокультурологии с различными вузами Поволжья и других регионов. В работе конференции принимали участие свыше 80 преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Казани, Ижевска, Новосибирска, Челябинска, Саратова, Самары, Ульяновска, Иваново, Донецка, а также дистанционно из Вашингтона (США). Весьма продуктивны контакты с кафедрой классической филологии Московского государственного университета, преподавателями Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, Самарским госуниверситетом, Казанским госуниверситетом, Московским государственным медико-стоматологическим университетом им. А.И. Евдокимова, Саратовским государственным медицинским университетом им. В.И. Разумовского Минздрава России и многими другими учебными заведениями.