В рамках научного проекта № 23-28-00559 «Античный код в проблемном поле русско-немецких театральных взаимосвязей» при финансовой поддержке Российского научного фонда в Институте филологии и журналистики проходила работа ридинг-группы, связанная с изучением различных современных театральных практик и актуальной теории перфоманса.
В 2024 году в состав группы входили студенты-бакалавры 2 и 4 курса направления «Филология», которые совместно с к.ф.н., старшим преподавателем кафедры зарубежной литературы, научным сотрудником ИФИЖ Вероникой Максимовной Деменюк интерпретировали ряд современных постановок (к примеру, обсуждались работы Р. Кастеллуччи и Р. Уилсона, был рассмотрен актуальный репертуар Нижегородских театров, в том числе постановка оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», представленная в «Пакгаузах»). Студенты анализировали категорию телесности в перфомативных практиках, а также попробовали сформулировать определение жеста. Также в ходе работы ридинг-группы внимание с современности было переключено на историю театральных практик, в частности на историю Античного театра в прочтении немецких теоретиков-классиков – И. Винкельмана и Ф. Ницше, чьи взгляды на античное искусство сформировали два разных подхода в искусствоведении, не теряющих свою актуальность и по сей день. Сквозь призму этих теорий были рассмотрены современные театральные постановки и фильмы, в частности на мифологические сюжеты. Наиболее острое обсуждение вызвал орфический миф, который удивительным образом аккумулирует в себе запрос современного театрального зрителя: желание удерживать прошлое и тем самым остановить неумолимое движение будущего; трансгрессивность самого героя-субъекта, находящегося на границе живого и мертвого миров; сама природа парадоксального интереса к смерти и попытка ее осмыслить и преодолеть в творчестве.
Результаты, полученные в процессе работы ридинг-группы, были представлены в виде совместного доклада В.М. Деменюк и студентов ИФИЖ Ольги Южалиной и Екатерины Зверевой на Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Теория и практика форм межжанрового синтеза, взаимодействия и взаимной рецепции явлений литературы и искусства», которая прошла в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королева 5-7 декабря 2024. Представленный доклад вызвал бурное обсуждение, особенно участников конференции интересовала стратегия и методика проведения подобных форм научно-практической работы.