С 19 марта по 26 марта 2024 года на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета проходила LII Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой, приуроченная к 300‑летию Университета.
47 секций Международной филологической конференции объединили свыше 1000 ученых из России, Беларуси, Молдовы, Сербии, Болгарии, Венгрии, Испании, Китая и Шри-Ланки. В рамках секций специалисты обсудили широкий круг актуальных проблем лингвистики, литературоведения, методики преподавания языков и междисциплинарных научных исследований. Профессора М.К. Меньщикова и Т.А. Шарыпина приняли участие в работе секции «Сцена|Текст: Мужское | Женское» и представили результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-00559 «Античный код в проблемном поле русско-немецких театральных взаимосвязей».
В работе секции предполагалось рассмотреть репрезентации гендера в театре: женское и мужское в теории драмы; феномен женского театра; актеры и актрисы: знаковые роли, амплуа; голос и тело как способ репрезентации категорий мужского и женского; режиссерская профессия: постановщики и постановщицы (в том числе творческие тандемы) и др.
В докладах секции были представлены лингводидактический обзор персонажной структуры «бытовых» пьес Н.А. Островского; изображение мужского и женского в романе Андрея Белого «Петербург» и на сцене (спектакль М. Чехова «Петербург», МХАТ-2, 1924, и спектакль А. Могучего «Петербург», Александринский театр, 2004); анализ премьерной постановки пьесы В. Маяковского «Клоп» в Нью-Йорке (1931); особенности либретто оперы О. Мессиана «Святой Франциск Ассизский. Францисканские сцены», изучение процесса самопознания героя современной подростковой драмы в контексте возрастных проблем; вопросы популяризации открытия в науке и судьба ученого в «пьесе о науке» «Кислород» (Oxygen, Djerassi, Hoffmann, 2001); анализ смены ролевых приемов в художественной концепции спектакля в современном театре (на примере театров Татарстана) и др.
Выступление Т.А. Шарыпиной было посвящено исследованию теоретических аспектов интермедиального дискурса в трансформациях сюжета о Медее XX–XXI веков, ярко высвечивающегося при рассмотрении его функционирования в процессе бинарных драматургических параллелей, что способствует продуктивному осмыслению рецепции константных компонентов мифа тем или иным национальным менталитетом и свидетельствует о поливариантности мифа и его интермедиальных интенциях, которые в совокупности приводят к появлению нового типа коммуникации и способа «высказывания», расширению границ существующих жанров и созданию новых жанровых модификаций.
Доклад М.К. Меньщиковой был связан с рассмотрением бинарности системы персонажей в драматургических интерпретациях мифа об Амфитрионе в произведениях немецких и русских авторов XIX-XXI веков (Г. Клейста, Г. Кайзера, П. Хакса, А Монвиж-Монтвида (Белогорова) и др.), а также в некоторых сценических интерпретациях, например, нижегородского театра «Преображение».
По итогам работы конференции готовится к публикации сборник материалов.