Словосочетание «жёлтая пресса» слышал, пожалуй, каждый. Чаще всего оно употребляется в негативном контексте. А вот на вопрос, почему возник этот термин и почему пресса пожелтела, сходу ответить будет сложно. Заместитель директора Института филологии и журналистики ННГУ Людмила Макарова рассказала, что же это за явление и каковы его история, современность и, возможно, будущее.
«Эволюция термина идёт от определенного героя, который использовался в американской массовой журналистике конца 19 века. Предшественница жёлтой прессы – так называемая «penny press», – начала свой рассказ Людмила Сергеевна.
Итак, 30-е годы 19 века, в США активно идёт процесс урбанизации: расширяется территория этой страны, очень много приезжает людей. Причём тех, которые не совсем хорошо говорят по-английски, не сразу могут адаптироваться к американской действительности. Именно для них в 1833 году издатель Бенджамин Дэй начинает выпускать газету The Sun (New York Sun) с лозунгом «Солнце светит для всех».
Дэй выбрал оригинальный формат, что позволило ему сократить некоторые расходы на печать и привлечь аудиторию. Прямо скажем, газета Дэя не была примером качественной журналистики и изначально ориентировалась на потребности невзыскательной аудитории. Читателей этой газеты интересовали сенсации, развлечения. Конечно, нужно понимать, что и сама жизнь провинциальных городов в 19 веке особых сенсаций не предоставляла. А если сенсации нет, её можно придумать.
«И вот как раз газета Дэя являет нам пример того, что мы сейчас так любим ругать и критиковать – fake news, фейковая журналистика. Причём, первый полномасштабный фейк имеет отношение к научно-популярной журналистике. Дэй и главный редактор решилисоздать первую, самую знаменитую на тот момент, мистификацию в истории. Она получила название «Большое лунное надувательство». Целых шесть материалов выходили в течение недели. Каждый день публиковалась эта история о том, что на Луне есть жизнь, что там живут крылатые люди, прямоходящие жители, разумные бобры и крылатые мышелюди», – продолжает Людмила Макарова.
Самое обидное, что публикации опирались на имя известного учёного, астронома Джона Гершеля. Он действительно проводил исследования в тот период на мысе Доброй Надежды и наблюдал за Луной. Конечно, никаких людей он там не обнаружил, но это совсем не помешало журналистам это якобы открытие ему приписать.
Но «Надувательство» не помогло газете Дэя, ему пришлось признаться в этом обмане.
«И именно здесь мы видим пример того, как функционирует фейковая информация. Даже когда сам создатель подделки, фейка признался в своём обмане, люди долгое время не хотели в это верить, перепечатывали и распространяли информацию о «лунных жителях». Долгое время очень многие были просто уверены, что на Луне есть жизнь. И даже выступали с идеей, не отправить ли на Луну экспедицию. Некоторые особо рьяные сторонники христианской религии считали, что раз на луне есть жители, то нужно срочно их крестить, приобщить к религии, и даже буквально требовали от американского правительства организовать на Луну экспедицию для этого», – рассказывает преподаватель университета.
В это же время, в 1835 году, у газеты Дэя появляется серьезный конкурент, который в конечном счете «победил» – газета «New York Herald» («Вестник Нью-Йорка»). Её начал выпускать Джеймс Гордон Беннет-старший. Издание Дэя потерпело крах и закрылось через несколько лет. И именно, Беннет, кстати, стал разоблачителем лунной мистификации. Он сразу понял, откуда идёт эта «сенсационная информация» и всячески пытался вывести автора на чистую воду.
Беннет оказался очень практичным и более талантливым издателем, чем Дэй. Он сразу почувствовал, на какую аудиторию работает. И решил пойти по пути создания не сенсаций, а репортажей. Беннет увидел, что публика очень интересуется тематикой криминала. В то время Нью-Йорк захлестнула волна преступности, а полиция работала не очень эффективно.
«И эта попытка включиться в расследование преступлений и стала звёздным часом газеты «New York Herald». Именно тогда журналисты провели одно из первых практически профессиональных журналистских расследований в истории и доказали невиновность человека, которого полиция схватила практически на месте преступления, потому что он просто мимо проходил. Невиновность была доказана журналистами».
Беннет акцентировал внимание на репортаже, причем желательно чтобы это был сенсационный репортаж. Затем он заложил основы военной журналистики. И, как считается, Беннет придумал принцип перевёрнутой пирамиды как прием подачи информации.
Одним из первых газетных магнатов в США был Джозеф Пулитцер. Он родился и вырос в Австро-Венгрии, в 17 лет отправился наёмником в США для участия в Гражданской войне. По её окончании случайность привела Пулитцера на берег Миссисипи, в город Сент-Луис (штат Миссури). Там он выиграл в бильярд (одна из версий) место в редакции городской газеты. Так началось его восхождение к вершинам газетного бизнеса.
В 1883 году он купил газету «The New York World». В ней – впервые в истории американской журналистики – он ввёл редакционную полосу. Таким образом, произошло отделение новостей от мнений – важный признак «нового журнализма» и отличительная черта американской прессы по сей день. В 1887 году Пулитцер начал издавать газеты «Evening World» и «Sunday World». Именно в газетах Пулитцера утвердился принцип «перевёрнутой пирамиды» как технология подачи новостного контента, которую ранее заложили Беннеты (сын, Джеймс Гордон Беннет-младший, продолжил дело отца).
В «The New York World» выходил популярный комикс «Жёлтый малыш». Его главным героем был лопоухий ребёнок в ночной рубашке, который остроумно комментировал злободневные новости. Этакий Барт Симпсон конца XIX века. Реплики малыша появлялись прямо на его долгополой рубахе вместо диалоговых «пузырей», которые вошли в комиксы позже. Такой ход должен был высмеивать рекламные слоганы на билбордах.
Первые выпуски «Жёлтого малыша» были чёрно-белыми и особой популярностью не пользовались. В1895 году появилась возможность публиковать цветные иллюстрации. И с тех пор лопоухий сатирик прочно обосновался в газете и даже способствовал созданию нового своеобразного «жанра» – «журналистики жёлтого малыша». В конце концов, термин сократился до «жёлтой журналистики».
Сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «жёлтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории.
Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «жёлтая» пресса быстро приобрела популярность.
«Говорить об этом явлении можно очень много. В каждой стране была своя специфика «жёлтой прессы». Она несёт и позитивные, и негативные моменты. Негативных, конечно, больше, но это наша жизнь. «Жёлтая пресса» подобна погоде и каким-то явлениям, которые мы не можем предотвратить. Ведь человек всегда стремился узнать о ближнем как можно больше. Помните, в знаменитом фильме-спектакле «Опасный поворот» героиня – писательница говорит, что «люди, которые не любят сплетен, не интересуются ближним. Я просто требую, чтобы мои издатели любили сплетничать». Такова часть человеческой натуры, никуда от этого не денешься», – резюмирует Людмила Сергеевна.
Кстати, в этом году в Университете Лобачевского открыт набор на программу магистратуры «Искусственный интеллект и журналистика данных». Именно здесь студентов научат отличать правду от фейка. Подробности на сайте.
Источник: https://dzen.ru/a/ZnK5koZ-oAAJOQJz