Тиражируемые СМИ медиаобразы, основанные на стереотипах, настолько устойчивы, что могут серьезным образом влиять на демографическую ситуацию в обществе. Такое мнение на VII Международном форуме программы «Святость материнства» высказала профессор Ольга Савинова, заведующая кафедрой журналистики Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ).
— Тема семейных ценностей должна присутствовать в гуманитарной повестке СМИ на постоянной основе, — считает она. — Поскольку, как отметила профессор МГУ Татьяна Фролова, «от качества гуманитарной повестки СМИ зависит степень эффективности влияния медиаконтента на позитивные преобразования в социальной сфере, на создание благоприятных условий для развития человека и общества». Поэтому вопросы подготовки будущих журналистских кадров, готовых продвигать традиционные семейные ценности, приобретают сегодня особую актуальность.
По словам Ольги Савиновой, в преподавательской среде сейчас обсуждаются новые вызовы времени, связанные с цифровой революцией, реконструкцией традиционных медиасистем, глобализацией информационных потоков. При этом в журналистском образовании никак нельзя допустить разрыва ментальных и технологических составляющих.
— Опыт работы на кафедре журналистики ННГУ убедил меня в том, что доминантой образования наряду с профессиональными навыками является формирование культуры, традиционных нравственных ценностей личности будущего журналиста, — продолжает Ольга Николаевна. – В условиях, когда молодому поколению навязываются чуждые ценности, наносящие вред духовному здоровью и разрывающие культурный код поколений, сохранение нравственных ценностных начал выступает как государственная задача в системе образования.
Что делается в этом плане на кафедре журналистики ННГУ? В рамках образовательных программ и курсов студенты слушают спецкурс «Формирование традиционных семейных ценностей в СМИ», проводят контент-анализ прессы, участвуют в проведении социально-значимых проектов, связанных с вопросами формирования духовности, нравственных начал, выполняют тематические курсовые и дипломные работы (в частности, связанные с вопросами реализации программы «Святость материнства»), в которых раскрывается роль СМИ в продвижении традиционных семейных ценностей, сохранении женского здоровья, формировании образа женщины-матери, укреплении и поддержки многодетных семей. Магистранты кафедры журналистики регулярно проводят контент-анализ федеральных и региональных изданий по вопросу освещения семейной тематики в СМИ.
— Вот некоторые тренды последнего полугодия, зафиксированные по итогам проделанной работы. В процентном отношении обращения к теме семьи в региональных СМИ составляет 7-9 процентов. В некоторых федеральных изданиях, например, в «Литературной газете», семейная тематика — это лишь фрагмент общего большого разговора о культуре, но и это само по себе немало. Реклама и гламур превалируют даже в таких изданиях, которые, казалось бы, призваны вести семейную тему, тему женщины-матери. Например, в журнале «Крестьянка», — приводит результаты исследования Ольга Савинова. — Коммерциализация прессы отодвигает гуманитарные задачи на второй план.
Особую значимость, по мнению профессора ННГУ, приобретают вопросы продолжения послевузовского образования. В свое время свои предложения по организации переподготовки и повышения квалификации журналистских кадров кафедра журналистики направила в итоговый документ решений II форума программы «Святость материнства». И в соответствии с его рекомендациями 27-30 мая 2013 года в Нижнем Новгороде прошли курсы повышения квалификации журналистов нижегородских изданий по теме «Формирование традиционных семейных ценностей в СМИ». По сути был дан старт образовательному проекту программы «Святость материнства» по всей России, так как этот проект был поддержан и в других регионах. Содержательную часть курсов разработала кафедра журналистики ННГУ.
Источник: «Российская газета»