Студенты Института филологии и журналистики и JADE University of Applied Sciences, Wilhelmshaven (Университет прикладных наук – Вильгельмсхафен, Германия) представили первые в этом учебном году результаты совместной работы в рамках проекта EUFactcheck Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA).
Под руководством преподавателей – кураторов проекта (заместителя директора по методической работе, доцента кафедры журналистики Людмилы Макаровой и преподавателя кафедры журналистики Виктории Большаковой) студенты ИФИЖ успешно продолжают работу над верификацией материалов СМИ и социальных медиа в соответствии с методикой, разработанной участниками Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA).
Первые результаты работы студентов ИФИЖ связаны с реализацией приоритетного направления проекта – сотрудничества с европейским партнером в рамках EUFactcheck, JADE University of Applied Sciences (Университетом прикладных наук – Вильгельмсхафен, Германия).
Коллеги из Германии уже в третий раз выступают в качестве партнеров студентов ИФИЖ Университета Лобачевского. В обзоре результатов своего участия в EUFactcheck, размещенном на официальном сайте JADE University of Applied Sciences, были отмечены высокий уровень профессионализма и доброжелательная атмосфера, которая присутствовала во время встреч немецких и российских студентов в рамках проекта весной 2021 года.
Первое совместное исследование студентов JADE University и Университета Лобачевского в этом учебном году было связано с верификацией информации и анализом публикаций СМИ России и Германии, посвященных выборам в немецкий бундестаг, которые состоялись 26 сентября 2021 года. Немецкие студенты предложили проанализировать материал, размещенный на портале RT DE: «Правительство отказывается отвечать: почему на федеральных выборах присутствуют только четыре наблюдателя ОБСЕ?» (22.09.2021).
Результаты совместной работы студентов из Германии и ИФИЖ Университета Лобачевского (Т. Готишан, Н. Першина, С. Фабриций, О. Паненковой) были опубликованы на сайте проекта EUFactcheck 15 ноября и 23 ноября 2021 года.
Следует отметить интересный момент: обычно в рамках проекта студенты представляют два материала: один в жанре непосредственно фактчека, верификации информации, и медиаанализ, обзор специфики подачи в СМИ материалов в рамках исходного сюжета. Однако в этот раз немецкие студенты представили еще и оригинальное эссе «Чему мы можем научиться друг у друга?», посвященное саморефлексии процесса общения с российскими коллегами, студентами ИФИЖ.
Комментируя выводы немецких коллег, магистрант 2 года обучения по направлению «Журналистика» Николай Першин отметил:
«Эта коллаборация с немецкими партнерами была самой интересной и эмоциональной. Мы изначально были очень позитивно настроены по отношению друг к другу и, даже когда спорили, отстаивали свою позицию, всегда стремились найти компромисс. Несмотря на то, что немцы, как известно, люди дела, время для бесед по душам мы с ними находили очень часто».
Характеризуя свое отношение к проекту EUFactchecк, студентка 4 курса ИФИЖ направления «Журналистика» Татьяна Готишан, которая выступила в качестве лидера команды, связанной с исследованием в рамках коллаборации с JADE University of Applied Sciences, указала следующие моменты:
«Участие в проекте EUFactchecк стала для меня чем-то очень важным. Я научилась общаться с разными людьми, находить компромиссы и решать проблемы. Студенты из Германии в этой коллаборации оказались очень интересными и открытыми для работы людьми. Мы смогли найти общий язык и работали с удовольствием.
Когда мы только начинали этот проект, я не особо понимала, что это и чем могу быть полезна. Сегодня я вижу, что все это вызывает у меня положительную мотивацию, интерес и дает возможность общаться с хорошими людьми».
Подводя итоги очередного этапа сотрудничества с европейскими партнерами по EUFactchecк в Институте филологии и журналистики, руководитель проекта, заместитель директора ИФИЖ по методической работе, доцент кафедры журналистики Людмила Макарова сказала следующее:
«Первые результаты участия ИФИЖ в проекте EUFactchecк подтвердили его значение в системе обучения будущих журналистов в Университете Лобачевского. Наши студенты вновь продемонстрировали высокий уровень журналистской подготовки и навыки организации и эффективной коммуникации. Сроки работы над предложенным немецкими партнерами сюжетом были очень жесткими – всего пять недель, хотя обычно этот процесс продолжается по времени от двух до трех месяцев. Члены команды блестяще справились с поставленной задачей. Создание дружеской атмосферы, взаимное уважение и готовность слушать и понимать друг друга, преодоление стереотипов, несомненно, также являются важными результатами нашего сотрудничества со студентами JADE University of Applied Sciences».