В Институте филологии и журналистики Университета Лобачевского завершилась Международная филологическая сессия «Национальные коды в языке и литературе». Она проходила в течение трех дней. В ней приняли участие более 250 ученых из России, Венгрии, Турции, Финляндии, Хорватии, Испании, Чехии, Казахстана, Молдавии, Белоруссии. Из них свыше 100 человек — в очном формате.
Темы докладов затрагивали различные эпохи, страны и жанры: от национальных кодов в трагедии Шекспира до межкультурных кодов в экранизации произведений Толкина. И участники, и организаторы сессии отметили, что сегодня исследование национально – исторических кодов в мировой культуре приобретает особую актуальность.
«Тема «Национальные коды» на фоне международных событий сегодня стала особенно актуальна и приобрела глобальный интерес. Происходит гигантский слом мировой системы, идеи глобализации подвергаются пересмотру, на первый план выходит многополярный мир, и очень важно посмотреть, из каких культурных, исторических, национальных кодов, национальных менталитетов будут складываться новые тенденции осмысления базовых понятий общественного развития, на каких основах пойдут поиски путей для преодоления современного социокультурного кризиса. Многие национальные коды в России сегодня стали вновь необыкновенно актуальны. Например, образ Родины- Матери оказался востребован, причем в разных разновидностях. Это и «Родина-мать зовет», и образ России-матушки. Эти образы тиражируются, модифицируются, в том числе визуально. Мы их видим и на плакатах, и на телевидении», — отметила заведующий кафедрой зарубежной литературы ИФИЖ ННГУ, доктор филологических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Изучение национально-культурных кодов мировой литературы в контексте межкультурной коммуникации» Татьяна Шарыпина.
«Мы все сейчас в поиске. И это ощущение поиска, чувство утраты каких-то ориентиров, тревожность заставляют искать опору. Поэтому, что касается национальных кодов в России, сегодня особенно важным для человека становится узкий, близкий круг, семья. Когда возникают сложные времена, мы начинаем больше ценить своих близких. Этот узкий круг мы проецируем на весь мир. И через это справляемся со всеми сложностями. Для любого национального сознания понятие семьи очень важно, но в каждой культуре оно получает свое выражение. В русской патриархальной культуре всегда было значимо единение буквальное, локализация в одном месте, спаянность. Эти установки вошли в наше сознание» — подчеркнула доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора теоретического языкознания Института языкознания РАН Мария Ковшова.