23 сентября состоялось заседание Международного научного семинара «КАНОН И ПАМЯТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ», организованное на базе кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики Университета Лобачевского совместно с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Варшавским университетом. Координаторами семинара выступили к.ф.н. М.Ф. Надъярных, д.ф.н. Т.В. Кудрявцева, д.ф.н., проф. Т.А. Шарыпина, к.ф.н. доц. Стрельникова А., д.ф.н., проф. Роман Мних.
Тема очередного семинара «Макроистория, микроистория, множественность историй и особенности литературного конструирования национальной идентичности» была определена в связи с юбилейной датой кафедры: 60 – летием со дня её основания Серафимом Андреевичем Орловым, известным не только в России исследователем англоязычной литературы, в частности жанра исторического романа.
Работу семинара открывал теоретический доклад доктора филологических наук, профессора Варшавского университета Романа Мниха «О векторах идентификации героя / персонажа в макроистории /литературе», в котором на основе теоретических изысканий Гуссерля, Хайдеггера, Проппа была предложена оригинальная, вызвавшая оживлённую дискуссию, концепция о вечных сюжетах мировой литературы и онтологической функции её героев.
Работу семинара продолжил доклад доктора филологических наук, профессора кафедры зарубежной литературы ИФИЖ ННГУ Марии Константиновны Меньщиковой «Историческая память, история и личность: макроистория vs микроистория (на материале немецкой драматургии XIX века)». Он был посвящен рассмотрению трех типологических вариантов соотношения категорий «историческая личность» и «историческое событие» на материале немецкой драматургии XIX века. Акцентировалось внимание на процессе мифологизации истории и появлении «исторического мифа»; прогностической функции исторической драмы, необходимой для осмысления исторического процесса и формирования социально-политической модели развития; выявлялись особенности рецепции и интерпретации национально-культурных констант сквозь призму собственной исторической ситуации и культурных принципов национального мировоззрения, что стало особенно актуальным в XXI веке.
Завершало программу семинара выступление аспирантки кафедры зарубежной литературы ИФИЖ ННГУ Анны Сергеевны Фроловой «Историческая память и история как “драматургия дефекта”: театральная практика Хайнера Мюллера», в котором анализировались особенности драматургической модели Хайнера Мюллера, одна из задач которой сделать ощутимыми историю (Geschichte) и темпоральность / временность (Zeitlichkeit). Реализация приёмов такой “драматургии дефекта” (по определению Хельмара Шрамма) рассматривалась в докладе на основе комплексного анализа экспериментального триптиха Хайнера Мюллера «Филоктет», «Гораций», «Маузер».
Все доклады были отмечены особым вниманием собравшихся исследователей, вопросами и конструктивным научным диалогом.
Завершила работу семинара дискуссия по проблемам репрезентации исторической памяти, прошлого как фактора самоидентификации и конструирования национальной идентичности в контексте процессов глобализации.