15 марта в нижегородском музее А.С. Пушкина (филиал музея-заповедника «Болдино») состоялась лекция Евгения Евгеньевича Прощина, кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского «Фантастические элементы «Пиковой дамы» в кинематографических версиях произведения А.С. Пушкина».
«Пиковую даму» сложно считать именно фантастическим произведением при всей «мистичности» ключевого мотива повести — трех роковых карт — и обстоятельств, связанных со смертью графини и ее последствиями для Германна. Это скорее пример неявной фантастики, сохраняющий возможность трактовать происходящее вполне реалистически.
Однако в некоторых экранизациях реалистическая, психологическая мотивировка исчезает, а кинотранскрипция фантастических элементов значительно смещает логику повести Пушкина. На лекции вы узнаете не только о проблемах тождественности фильма литературному произведению. «Пиковую даму» впервые экранизировали еще в 1910-е годы, и в последующие десятилетия кинематографисты проявляли к ней стабильный интерес. Поэтому разговор о киноверсиях повести — это еще и разговор о самой истории кинематографа, о том, как меняется его художественный язык в зависимости от эстетических и технических факторов.