Главная - Как искусственный интеллект может повлиять на образование?

Как искусственный интеллект может повлиять на образование?

6 декабря 2022 года сайт «The Atlantic» опубликовал статью Стивена Марче «Эссе для колледжей мертво. Никто не готов к тому, как ИИ преобразит академические круги». Наша команда заинтересовалась вопросом: как используется chat GPT в сфере образования.

Мы проанализировали статьи, опубликованные в 2023 году в зарубежных и российских СМИ, чтобы выделить преимущества и недостатки искусственного интеллекта, применяемого в образовательных целях. В ходе нашего исследования мы изучили то, как ChatGPT становится инструментом для написания школьных сочинений и других работ, помощником в ходе оценивания и разбора ошибок, а также эффективным способом развития критического мышления у обучающихся.

В статье «ChatGPT-4: как он трансформирует процесс образования и обучения» Мартина Фронцкевича, вышедшей 15 марта 2023 года на сайте TS2, описаны потенциальные преимущества искусственного интеллекта в сфере образования, такие, как персонализированное обучение, повышение успеваемости, эффективности работы и вовлеченности студентов непосредственно в процесс обучения. В то же время, несмотря на то, что ChatGPT-4 демонстрирует возможности индивидуального подхода к процессу обучения, позволяя генерировать задания, рекомендации и создавать учебные планы для отдельного учащегося, сокращая затраты времени и ресурсов, существуют опасения по поводу влияния нейросети на традиционные методы обучения и угрозы потери персонализации. Мартин Фронцкевич пишет, что если студенты будут постоянно полагаться на технологии при выполнении заданий и поисках ответов, то это может привести к тому, что они перестанут развивать собственные навыки.

В целом, использование искусственного интеллекта в образовательных целях рассматривается возможным. Как подчеркивает автор вышеприведенной статьи, ChatGPT-4 может помочь повысить уровень качества образования, улучшив способы взаимодействия между преподавателями и студентами. Вполне вероятно, что каждый педагог вправе самостоятельно решать, как эффективно и результативно применять эту технологию в ходе обучения.

Аманда Вернер в подкасте «Аманда в эфире» также рассуждает о преимуществах и недостатках такого инструмента искусственного интеллекта, как ChatGPT . Она воспользовалась этой технологией и рассказала о том, что нейросеть способна выполнять самые «дикие» команды пользователя. Аманда Вернер попросила чат проанализировать ее рассказ и подчеркнула, что публикация материала, созданного на основе искусственного интеллекта, по большей части является плагиатом.

Автор также высказала мнение относительно того, как искусственный интеллект может повлиять на современное образование. Она выделила семь основных пунктов:

  1. Использование ChatGPT для написания текстов позволит сместить фокус с изучения структуры шаблонных эссе и других формул на обучение студентов критическому мышлению, методам исследования и творческой организации с помощью различных форм медиа.
  2. ChatGPT может стать своеобразным инструментом обратной связи для студентов и учеников, чтобы те смогли быстрее и проще дополнять или изменять написанные ими тексты.
  3. ChatGPT может оценивать работы и давать отзывы, что обеспечивает калибровку процесса оценивания и позволяет преподавателям увидеть другое мнение, отличное от своего, а также разрешить ученикам пересмотреть работы на основе отзывов перед окончательной отправкой.
  4. В процессе совместной работы с ChatGPT учащиеся могут повышать навыки редактирования текстов.
  5. Домашнее задание не является необходимым элементом обучения, поэтому использование искусственного интеллекта здесь не несет больших угроз.
  6. ChatGPT как инструмент обучения критическому мышлению может участвовать в обсуждениях аналитических, философских вопросов под контролем и руководством педагогов.
  7. Возможность использовать ChatGPT для поиска и изучения новой достоверной информации упрощает процесс исследования.

Аманда Вернер высказывает позитивные прогнозы в отношении перспективы использования искусственного интеллекта в процессе обучения. Она также подчеркивает, что единственный страх, который одолевает преподавателей, это страх перед неизвестностью. Развитие технологий и постоянная трансформация ИИ не влияет на межличностную коммуникацию, которая является важнейшей формой общения.

Известно, что многие преподаватели в школах и других учебных организациях опасаются: искусственный интеллект может быть помехой для обучения и даже инструментом мошенничества со стороны школьников. Кевин Роуз, автор статьи «Не запрещайте ChatGPT. Обучайте с ним», размещенной на сайте The New York Times 12 января 2023 года, считает, что ChatGPT имеет место быть в образовательном процессе. Он уточняет, что возможности полностью запретить ученикам использовать искусственный интеллект, нет, поэтому тем или иным способом он все равно будет проникать в ходе обучения несмотря на запреты. Некоторые учителя же возлагают надежды на программы для обнаружения писем, созданные искусственным интеллектом. Автор вышеприведенной статьи убежден в том, что данные способы регулирования часто приводят к сбоям, потому что их часто можно обмануть, изменив код или использовав другую нейросеть. Так как искусственный интеллект постоянно развивается и появляются его новые разработки, учителя не могут уследить за каждой новой версией чата, чтобы блокировать ее.

Главный тезис статьи заключается в том, что бессмысленно вести войну против искусственного интеллекта, который постоянно развивается. ChatGPT может стать помощником для учителей, позволив им эффективно распределять ресурсы.

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, ChatGPT, которые журналисты многих других изданий также описывают в своих аналитических материалах, существуют и другие точки зрения. 4 января 2023 года на сайте ChalkBeat New York вышла статья «Департамент образования штата Нью-Йорк запрещает использование chatGPT  на школьных электронных устройствах», автором которой является Майкл Элсен-Руни. Он пишет о том, что департамент Нью-Йорка заблокировал ChatGPT на школьных устройствах.

Приведем комментарий представителя отдела образования Дженны Лайл, который был приведен в данной статей:

Из-за опасений по поводу негативного воздействия на обучение учащихся, а также опасений по поводу безопасности и точности контента доступ к ChatGPT ограничен в сетях и на устройствах государственных школ Нью-Йорка, хотя инструмент может дать быстрые и простые ответы на вопросы, он не развивает навыки критического мышления и решения проблем, которые необходимы для успеха в учебе и на протяжении всей жизни.

Опасения относительно использования ChatGPT в образовании действительно имеют под собой основания. Уже произошло несколько случаев, когда нейросеть выдавала неверную информацию. Например, в «Российской газете» 4 апреля 2023 года была опубликована заметка Павла Мельника под названием «Заменит ли программистов искусственный интеллект». В ней говорится о том, что инструмент ИИ Bard, созданный компанией Google, ответил неправильно на вопрос: о каких новых открытиях космического телескопа Джеймса Уэбба я могу рассказать 9-летнему ребенку?  Бот сообщил, что телескоп использовался для получения первых в истории снимков планеты за пределами Солнечной системы. В действительности, первый такой снимок был сделан группой ученых под руководством Гаэля Шовина с помощью инструмента адаптивной оптики. Ошибку не преминули заметить пользователи, и акции Google обрушились на 100 миллиардов долларов.

Кроме того, в статье Давида Кепплера под названием «Учимся лгать: инструменты AI также способны создавать дезинформацию и пропаганду» от 24 января 2023 на сайте СТV News описаны эксперименты с использованием чат-бота для создания дезинформации. Исследователи просили написать сообщение в блоге, новостную статью или эссе, где утверждается тезис, что вакцины против COVID 19 небезопасны, и чат-бот выполнял это требование.

Мы спросили эксперта, генерального директора ООО «Квантум ИНК», специалиста в сфере ИТ-технологий Юрия Викторовича Баташева, который ответил на вопрос об использовании чат-бота как возможного средства преднамеренного искажения информации:

Оригинальный ChatGPT, который так нашумел, заметно демонстрирует присутствие отдельных аномалий, то есть откровенной лжи при ответе на некоторые вопросы. Правильные ответы нам дают исторические источники. Например, вопрос: кто победил во Второй мировой войне? ChatGPT ответил, что победили США и их союзники, Советский Союз был где-то «сбоку». Мы знаем, что эта точка зрения не является истинной. Тогда возникает вопрос: как подобный ответ мог родиться в системе, которая состоит из статистических математических операций, и она абсолютно логична и точна в своем ядре. Есть экспертное мнение, что подобная ситуация могла произойти путем обучения ChatGPT на ограниченной выборке из идеологически отфильтрованных материалов: то есть, если некую систему, способную запоминать информацию, обучать на специально отобранном массиве знаний, то она будет только на него и опираться. Например, в США уверены, что это страна самая большая в мире и первая в космосе. Но мы с вами точно знаем, что это не так.

Однако, возвращаясь к статье Майкла Элсен-Руни, мы должны отметить, что в ней также приведены и противоположные мнения, которые выражают несогласие с блокировкой чата. ChatGPT все-таки может, по мнению преподавателя Адама Стивенса, быть полезным в процессе обучения, так как он генерирует «базовые» ответы на запросы эссе, что дает возможность ученикам анализировать вместе с преподавателями полученные отзывы и размышлять над тем, как улучшить текст.

Мы обратились к нашему эксперту, директору Института информационных технологий, математики и механики ННГУ, доктору физико-математических наук Николаю Юрьевичу Золотых, чтобы выяснить, как искусственный интеллект влияет на обучение и следует ли вводить его в образовательный процесс.

ChatGPT – это средство приобщения всего опыта человечества во всех областях и усовершенствованный метод поиска как Google, Yandex, и, по моему мнению, его надо использовать в образовательных целях. Что касается того, если студенты начнут использовать ChatGPT и подобные системы для написания эссе, сочинений, курсовых работ, то, конечно, здесь должны существовать некоторые запреты. Это касается негативных аспектов, однако для проверки должны быть созданы специальные системы. Нет смысла запрещать столь мощный инструмент. Попробуйте запретить людям пользоваться Google!

– считает эксперт. Он также уточнил, что ChatGPT может быть использован в качестве персонального педагога.  Это позволит раширить возможности получения индивидуального образования, так как у каждого ученика или студента будет свой персональный преподаватель. Николай Золотых также подчеркнул необходимость формирования и отбора контента для обучения ChatGPT, то есть информации, которая соответствует моральным и этическим нормам.

Заключение

Несомненно, использование искусственного интеллекта в образовании рассматривается как перспективный и инновационный подход, который может значительно улучшить систему образования. Инструменты, созданные на основе искусственного интеллекта, могут персонализировать процесс обучения, делая его более эффективным.

Зарубежные СМИ в целом оценивают его использование положительно. Если обратить внимание на российские медиа, то они также сообщали об образовательных инициативах, связанных с использованием нейросети. Здесь следует отметить разработку цифровых обучающих платформ, использующих технологии искусственного интеллекта. Растущий интерес, как среди разработчиков, так и среди пользователей, не способен остановить данный прогресс.

Несмотря на то, что некоторые аспекты использования искусственного интеллекта все еще подразумевает риски и этические последствия, его преимущества дают огромный потенциал для развития не только в сфере образования, но и в остальных областях обеспечения жизнедеятельности человека.

 

АВТОРЫ
© Даниил Буйлов, Сабина Вагапова, Дарья Иванцова, Анастасия Кудрявцева

Все новости